В этом руководстве для новичков рассматриваются стандартные полноразмерные колеса для велосипедов с обзором их характеристик.
Взвесив все преимущества и недостатки, вы сможете выбрать такой размер, который наиболее подойдет для вашего железного коня. Но вначале мы рассмотрим особенности метрических систем.
5%скидка
Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент
Ваш промокод:BLOGСмотреть все колеса
Стандарты размеров
Одно и то же колесо может иметь несколько обозначений размеров. Например, модель Shimano RX570-700C 22С 24Н обладает типоразмером 700С, что указано в названии, но оно же может обозначаться как ISO 622 мм или 29''.
Размер ISO устанавливается Международной организацией по стандартизации и являет собой фактический диаметр (в миллиметрах) самого колеса, а не внешний размер шины, которая на него подходит. А вот французский стандарт используется все реже, в основном для шоссейных велосипедов 700С.
Соотношение габаритов стандартных полноразмерных колес таково:
- ISO 559 мм — 26 дюймов;
- ISO 584 мм — 27,5 дюймов — 650b;
- ISO 622 мм — 29 дюймов — 700с.
На наших рынках чаще всего используют обозначение величины в дюймах.
Что учитывать при выборе величины колеса
Как правило, сразу говорят о росте велосипедиста. При этом проводят простую взаимосвязь: чем выше человек, тем больше колесо его велосипеда. В интернете полно таблиц соотношения роста пользователя и диаметра обода:
В какой-то мере такая таблица помогает. Также важно помнить: если вес человека очень большой (например, 140–150 кг), то нужны усиленные колеса, в которых увеличено количество спиц. Такие сейчас можно заказать в интернете — например, модель Shimano Nexus Inter-3 SG-3C41.
Однако профессиональные велосипедисты говорят, что в первую очередь размер ободов подбирают не по росту, а по стилю и условиям езды. Тут в дело вступают физика и такие понятия, как угол атаки, маневренность, площадь контакта с дорогой и т.д. Рассмотрим это подробнее.
Угол атаки
Это один из ключевых аргументов в пользу перехода на обод большего размера. Не все трассы гладкие и полированные. Большие колеса имеют здесь преимущество.
Угол атаки — это угол между круглой поверхностью шины и возникшим квадратным препятствием (палкой, камнем или ямой). Чем он меньше, тем лучше, ведь тогда колесу легче перекатиться через объект.
Представьте, что вы пытаетесь перебраться через палку или небольшой камень с помощью крошечного колеса скейтборда и с шиной трактора в ином случае. Первому никак не перекатиться. А трактор даже не заметит, что на дороге было препятствие.
При прочих равных условиях большие колеса велосипеда будут преодолевать препятствия и поддерживать скорость на пересеченной местности лучше, чем меньшего размера. Следовательно, если вы планируете ездить по неровному асфальту или по лесным тропам со множеством препятствий, то лучше выбирать диаметр 27,5 или даже 29 дюймов, а не 26.
Размер пятна контакта с дорогой
Чем крупнее колесо, тем больше площадь пятна контакта резины с дорогой. Все, чему способствует большее сцепление, — например, торможение, техническое лазание или прохождение поворотов — становится проще.
Колеса с большим пятном контакта (29 дюймов) могут быть вашим лучшим выбором, если главным приоритетом является сцепление на скользких камнях и корнях или необходимость в частом и резком торможении.
Скорость ускорения
Меньшие колеса разгоняются быстрее, чем большие. В основном это связано с распределением веса. Колеса большего размера переносят вес спиц, ободов, камер и шин дальше от центра, что приводит к большей вращательной массе и замедленному ускорению.
На узких и извилистых дорогах, требующих крутить педали на выходе из поворотов, лучше использовать колесо меньшего размера (например, 26 дюймов), которое быстрее набирает скорость. Кроме того, оно придает велосипеду ощущение резкости и отзывчивости, которого так желают многие любители езды.
Колеса размером 29 дюймов разгоняются медленнее, требуется больше времени, чтобы набрать скорость, что может придавать велосипеду ощущение невосприимчивости. Но как только они достигают максимальной скорости, то становятся более эффективны для длительных поездок, чем колеса меньшего размера, потому что им требуется меньше усилий, чтобы сохранить свой импульс.
Размер обода в 27,5 дюймов помогает найти золотую середину между необходимостью часто разгоняться и поддержанием скорости на продолжительном отрезке.
Масса колеса
Чем больше обод, тем тяжелее колесо. Для непродолжительных любительских поездок разница в 12% между массой 29- и 26-дюймовыми ободами ощущаться не будет. Но если вы соревнуетесь или отправляетесь в дальние поездки по пересеченной местности, это становится важным фактором.
Поэтому правило таково: для соревнований и продолжительных заездов есть смысл брать колеса с меньшей массой.
Маневренность
При разработке велосипеда размер обода напрямую влияет на габариты рамы. А чем меньше рама и обода, тем более маневренным становится транспорт.
Если вы регулярно ездите по узким извилистым тропам, возможно, вам больше по душе придется 26- или 27,5-дюймовый велосипед.
Но транспорт с колесами 29 дюймов способен беспрепятственно проезжать камни и корни без необходимости быстро маневрировать вокруг них.
Сравнение преимуществ и недостатков колес разных размеров
Выбор подходящего размера колеса — сугубо индивидуальное решение, которое зависит от вашего стиля езды, характера местности и роста. Но общее направление для верного решения вам может придать понимание плюсов и минусов каждого варианта.
26-дюймовые
Хороший пример такого колеса — Shimano DEORE XT, WH-M775 26".
Преимущества:
- Большая торсионная жесткость благодаря меньшей длине спиц. Это значит, что колесо тяжелее согнуть при столкновении или во время приземлений после прыжков. Также это важно для велосипедистов с массой более 110 кг.
- Улучшенная маневренность, по сравнению с ободами большего размера.
- Более быстрый разгон из-за небольшого диаметра.
- Меньшая стоимость и более простой ремонт.
Недостатки:
- Больший угол атаки, то есть они не так эффективны при преодолении препятствий во время езды по бездорожью или по плохому асфальту.
- Не имеют достаточной амортизации при неровном дорожном покрытии, что приводит к эффекту тряски.
- Хуже подходят для продолжительной езды, поскольку быстрее теряют скорость вращения.
Можно сказать, что это проверенные модели для поездок на каждый день, особенно для невысоких велосипедистов.
27,5-дюймовые
Представитель этого класса — Shimano Deore XT WH-M8000 МТВ 27''.
Преимущества:
- Большая способность удерживать скорость, чем у 26-дюймовых.
- Более стабильны для удерживания равновесия.
- В магазине всегда в наличии как сами обода, так и запчасти для них.
- Лучшая способность проезжать препятствия, чем у более мелких колес.
- Сцепление с дорогой выше, по сравнению с 26''.
Недостатки:
- Дороже.
- Тяжелее, хоть и ненамного.
- Их легче деформировать, ведь жесткость несколько меньше, чем у 26''.
- Время набора скорости больше.
- Показатель маневренности чуть хуже.
Колеса такого размера — самые универсальные, не имеющие серьезных недостатков, но и не обладающие выдающимися преимуществами. Подходят для внедорожных поездок с обилием спусков и подъемов.
29-дюймовые
Сейчас это самый ходовой вариант размера. Пример — Shimano WH-RC11 700c.
Преимущества:
- Отличное сцепление благодаря большой площади пятна контакта с дорогой.
- Легче сохраняют максимальную скорость на большой дистанции.
- Хорошо амортизируют неровности дороги.
- За счет небольшого угла атаки уверенно переезжают препятствия и ямы.
Недостатки:
- Имеют небольшую прочность, то есть легко гнутся.
- Лишают велосипед хорошей маневренности.
- Не всегда в магазинах есть в наличии детали для ремонта.
- Стоят дороже, чем колеса меньшего размера.
- Для разгона нужно больше времени.
Такие большие колеса — идеальный вариант для долгих поездок по асфальту или внедорожью, а также на те случаи, когда нужно поддерживать максимальную скорость на относительно прямых участках. И, конечно, они больше подходят людям выше 185 см.