Для большинства велолюбителей подбор подходящего заднего переключателя — темный лес. Как правило, пугают незнакомые термины и характеристики, такие как передаточное отношение, тип крепления и длина лапки. Разобраться действительно непросто.
Поэтому мы рассмотрим основные критерии выбора заднего переключателя и увидим ориентировочные сферы применения каждого из них. Делать это будем на примере продукции лидера в этой области — японского бренда Shimano.
5%скидка
Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент
Ваш промокод:BLOGСмотреть все переключатели
1. Выбирайте устройство марки своего групсета
Некоторые элементы трансмиссии могут быть совместимы между брендами, но, когда дело доходит до переключателей и манеток, чаще всего это не так. Если у вас есть переключатель Shimano, вам нужен переключатель Shimano, и то же самое с другими брендами.
Если не последовать этому правилу, то ничего, кроме бесконечной настройки элемента, его жесткой и ненадежной работы, вас не ждет.
Еще важно избегать смешивания шоссейных переключателей с механизмами для горных велосипедов (и наоборот). Натяжение троса в них отличается, и в результате элемент не будет правильно совпадать с зубьями на кассете. Как итог — быстрый выход устройства из строя и испорченные ощущения от езды.
Поэтому для оптимальной совместимости просто замените вышедший из строя механизм на аналогичный. Если же вы недовольны старой моделью и хотите чего-то нового, то придется разбираться в характеристиках.
2. Определите стоимость и материал модели
Правило элементарное: чем дороже переключатель, тем он удобнее и качественнее. Во-первых, различают 3 материала механизма:
1. Сталь. Самый дешевый вариант, но при этом и самый быстро ломающийся. Стальной механизм склонен к постепенной деформации (из-за постоянного натяжения цепи) и коррозии, а также имеет низкую ударостойкость. Пример — Shimano RD-TY21 Tourney.
2. Алюминий. Средний ценовой сегмент, отличающийся большей надежностью и долговечностью. При этом отдельные элементы механизма — например, пружина — все равно сделаны стальными. Пример — Shimano RD-M6100-SGS DEORE SHADOW+.
3. Титан и углепластик. Топовый вариант как по цене, так и по качеству. Устойчив к деформации, механическим повреждениям и коррозии. Пример — Shimano RD-M9100-GS XTR SHADOW.
Во-вторых, материал переключателя влияет и на его вес. Поэтому более дорогие детали получаются легче, что позитивно сказывается при долговременной работе.
Как и всегда, лучше не смотреть в сторону самых дешевых китайских моделей, ведь они нуждаются в регулярной настройке и часто ломаются.
3. Узнайте подходящую длину лапки
Задние переключатели поставляются с лапками разных размеров, чтобы приспособиться к различному провисанию цепи, возникающему при перемещении между большой и малой звездочками или передними звездами. Расстояние между верхним и нижним шкивами определяет длину лапки.
Большой диапазон между маленькими и большими звездочками на задней кассете (например, 11–32) или немалая разница между размерами звездочек на передней может означать, что при переходе к меньшим кольцам создается больший провис. Более длинные лапки позволяют переключателю сильнее провисать и удерживать цепь в натянутом состоянии.
Поскольку в горных велосипедах, как правило, используются кассеты большего диапазона, они используют переключатели с более длинными лапками. Точно так же и в шоссейных велосипедах с тройными звездами — для компенсации большой разницы между самой маленькой и самой большой звездой.
Можно сделать вывод:
- в горных велосипедах с широким передаточным числом или шоссейной трансмиссией с тройной звездочкой используются переключатели с длинной или средней лапкой;
- в шоссейных велосипедах с двойными звездами используются переключатели с короткой лапкой.
Для удобства выбора бренд Shimano обозначает длину лапки в самом названии модели. Короткая имеет индекс SS, средняя — GS, а длинная — SGS. Например, Shimano Sora RD-R3000-SS, Shimano Tourney RD-TY21 Hook и Shimano Alivio RD-M3100 SGS Shadow.
Если у вас все же есть сомнения, какую лапку выбрать, смотрите следующий совет.
4. Рассчитайте необходимую мощность трансмиссии
Мощность вашей трансмиссии — это максимальное значение провисания цепи, которое может выдержать лапка заднего переключателя. Чем больше потенциальный провис, тем больше нужна лапка.
Общий комбинированный диапазон передач на велосипеде известен как «мощность трансмиссии», которую можно найти, взяв разницу между вашей самой большой и самой маленькой передней и задней передачами. Затем нужно сложить эти два числа вместе, как показано ниже.
Пример: если ваша трансмиссия имеет звездочку 44–22 спереди и кассету 32–11 сзади, то
(44–22) + (32–11) = 43
Таким образом, мощность вашей трансмиссии составляет 43, что говорит о необходимости длинного переключателя передач.
Общий сценарий выбора в зависимости от мощности трансмиссии таков:
1) Для шоссейных велосипедов:
a) Вы используете заднюю кассету с узким передаточным числом 13–26 с передними звездами 53/39 — выберите устройство с маленькой лапкой.
b) Вы используете заднюю кассету со средним передаточным числом 11–26 и компактные передние звезды 53/39 — выберите переключатель со средней лапкой.
c) Вы используете заднюю кассету с широким передаточным числом 11–42 и переднюю звезду 52/36 — вам может понадобиться механизм с длинной лапкой.
2) Для горных велосипедов:
a) Вы используете заднюю кассету 12–23 с узким передаточным числом и передние звезды 36/26 — выберите устройство с маленькой лапкой.
b) Вы используете заднюю кассету со средним передаточным числом 12–32 и передние звезды 36/24 — выберите переключатель со средней лапкой.
c) Вы используете заднюю кассету с широким передаточным числом 11–42 и передние звезды 38/24 — вам может понадобиться механизм с длинной лапкой.
d) Вы используете заднюю кассету 11–42 и одинарную звезду 1X спереди — выберите переключатель со средней лапкой.
При этом рекомендуется использовать как можно более короткую лапку, если вы можете избежать деформации цепи на крайних точках кассеты.
5. Посмотрите на количество звездочек в кассете
Логично, что если в кассете у вас 7 звездочек, то и покупать нужно переключатель, рассчитанный на 7 скоростей.
Продукция Shimano обладает моделями широкого диапазона скоростей: от 6 до 11, так что найти нужный не составит труда.
6. Подумайте над наличием защиты
Нередко задние переключатели выходят из строя из-за падений или столкновений велосипеда. Чтобы минимизировать риски, разработчики фирмы Shimano начали использовать технологию Shadow.
Ее суть в том, чтобы сделать переключатель компактнее и поглубже поместить его в район кассеты. Тогда он не выступает за колесо и получает меньше урона.
Если вы склонны к возникновению аварийных ситуаций при езде, то лучше выбирать модель с защитой.
7. Определитесь с типом крепления к раме
Существует 2 метода фиксации переключателя к раме.
Первый — под крюк, непосредственно на втулку. Хотя метод очень прочный, при ударе ломается не только переключатель, но и втулка, что усложняет ремонт. Пример — Shimano TY-300B.
Второй метод — под болт, используется с переходником, который называют «петухом». Переходник можно сравнить с предохранителем, ведь при ударе он ломается, защищая саму втулку от повреждения. Поэтому ремонт более быстрый и дешевый.
Пример — Shimano Tourney RD-TY200-SS-D.
8. Решите — трос или провод?
Новейшее слово техники — электронные задние переключатели, использующие провода вместо тросов. Например, Shimano Deore XT Di2 RD-8050-GS. Их переключения предельно точные и быстрые за счет микромоторчиков, берущих ток из батарейки.
Еще такие переключатели практически не нуждаются в настройке и обслуживании. Но и платить за них надо немало.
Основываясь на вышеприведенных советах, вы сможете выбрать задний переключатель, не особо ломая над этим голову.