Переключатели передач необходимы, чтобы обеспечить комфорт велосипедиста во время езды. Они дают возможность сэкономить силы и подобрать наиболее подходящий режим в зависимости от погоды, требуемой скорости, рельефа дороги и ее качества.
Выделяют три основных вида суппортов: внешние, внутренние и комбинированные. Первый вид подразделяется еще на два: передние и задние.
5%скидка
Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент
Ваш промокод:BLOGСмотреть все переключатели
Передние дерайлеры являются наиболее простыми и удобными, однако существуют некоторые нюансы их выбора, которые описаны в данной статье.
Описание механизма и принципа действия
Передний переключатель скоростей состоит из нескольких основных элементов:
- Параллелограммного механизма. Это набор взаимосвязанных деталей, который позволяет рамке двигаться в пространстве, не отклоняясь от вертикальной оси трансмиссии.
- Рамки переключателя. Выступает основной частью, работающей при переключении. Сквозь нее проходит цепь.
- Крепления к раме. Бывает нескольких видов, о которых речь пойдет далее.
Принцип переднего суппорта заключается в следующем. Скоростной режим меняется с помощью специальной манетки. В зависимости от того, нужно увеличить скорость или уменьшить, осуществляется натяжение или послабление троса, который в дальнейшем приводит в движение параллелограмм с закрепленной направляющей рамкой.
Последняя, в свою очередь, оказывает давление на цепь внутренней или внешней стороной путем сталкивания на нужную звезду — маленькую или большую.
Критерии выбора
Перед тем как выбрать конкретную модель переднего переключателя, рекомендуется ознакомиться с основными параметрами.
Способ крепления
Выделяют 3 основных способа крепления:
1. С помощью хомута. Является самым простым и распространенным вариантом. Дерайлер крепится к раме с помощью хомутов разных размеров: в зависимости от толщины трубы велосипеда, они могут быть диаметром 28,6 мм (стандартный тип для шоссейных и старых горных моделей), 31,8 мм (для немного больших подседельных труб) и 34,9 мм (для широких подседельных труб). Так, например, компания Shimano выпускает множество суппортов с таким способом фиксации: популярными являются модели XT M8000L, XT M8020H, Tiagra FD-4700-BL, Deore FD-M6020-L.
2. Крепление E-type. Система запатентована компанией Shimano и представляет собой фиксацию суппорта на каретку. Этот вид крепления не предполагает какого-либо вращения, поэтому следует использовать только те звезды, на которые рассчитан переключатель. Распространенными моделями являются: Shimano Deore M6020-E, XTR, M9100-E, Alivio FD-M3120-Е.
3. На специальную площадку (Braze-on). Она приклеена или приварена к раме. Однако при таком способе выбор размеров звезд ограничивается. У компании Shimano можно встретить такие модели с креплением Braze-on: FD-RX400-F GRX, Tiagra FD-4700-F, 105 FD-R7000-F.
Менее популярным является болтовое крепление, хотя оно самое надежное. Но этот способ возможен лишь в том случае, если на раме предусмотрено специальное посадочное место.
Направление подвода тросика
Выделяют два основных способа подводки тросика от руля к дерайлеру:
1. По нижней трубе треугольника, под кареткой — переключатели с нижней тягой. Следует учитывать, что сегодня многие велосипеды (например, горные) не рассчитаны на переключатели с такой подводкой троса по причине возможности его сильного загрязнения или обледенения. Но все же есть довольно популярные модели с нижней тягой: Shimano Tourney 28,6 мм, Shimano Tourney FD-TY300 42T, Shimano Tourney TY300.
2. По верхней трубе рамы — суппорты с верхней тягой. Такие переключатели чаще всего устанавливают на горные велосипеды, чтобы предотвратить разрыв троса при ударе кареточным узлом. Кроме того, этот способ подвода снижает степень загрязнения троса из-за переднего колеса, что положительно сказывается на работе суппорта. У Shimano можно встретить следующие модели: XT M8020-H, TZ500, TZ510.
Также существуют универсальные модели, которые можно подключать двумя способами. Они пользуются большой популярностью, поэтому все чаще стали появляться на рынке. Компания Shimano презентовала много таких изделий — например, Altus FD-M310 48-28/42-22T, Altus М2000, Tourney TY510.
Параметры системы звезд
Не менее важным является и выбор системы передних звезд. Так, следует учитывать:
1. На сколько скоростей рассчитана система: две или три. От этого зависят конструкционные особенности перекидки.
2. Количество звезд в задней кассете. В зависимости от данного параметра будет меняться толщина цепи. Хотя на качество переключения это не сильно повлияет.
3. Минимальную разницу зубьев на самой маленькой звездочке и самой большой. В этом случае также важно подбирать суппорт с той минимальной разницей, которая соответствует системе велосипеда. Несоответствие данного параметра может привести к проблеме при переключении со второй скорости на третью.
4. Размер большой звезды. У направляющей рамки переключателя есть особый изгиб, который по размеру, исчисляемому количеством зубьев, должен соответствовать самой большой звезде. Если же звезда велотранспорта будет иметь меньше или больше зубьев от того количества, на которое рассчитан дерайлер, то удаление внешней части рамки от звездочки будет неравномерным. В результате могут возникать сложности в настройке, или же она вовсе будет невозможна.
5. Емкость системы. Это разность количества зубьев у самой маленькой и самой большой звезды. Узнать емкость можно из спецификации, имеющейся у каждой модели скоростного переключателя.
Также стоит учитывать, что переключатель и манетки должны быть от одного производителя. Например, Shimano по большей части выпускает триггерные двурычажные манетки. Если же купить их у другой компании, а дерайлер — у этой, то есть риск, что смена скоростей будет осуществляться неправильно.
Какой переключатель выбрать?
Выбирать суппорт следует, исходя не только из выделенного бюджета, но также из типа велосипеда и стиля езды. Ниже указаны серии переключателей от компании Shimano, которые соответствуют разным уровням подготовки велосипедиста и разным видам велотранспорта.
Для дорожных, горных и тому подобных велосипедов следует, в зависимости от уровня подготовки, подбирать дерайлеры таких линеек:
1. Базовый уровень — серия Tourney.
3. Рабочий — Alivio.
4. Средний — Deore SLX и LX.
5. Высокий — XT.
6. Высший — XTR.
Если говорить про шоссейные велосипеды, то здесь стоит подбирать переключатели из других линеек компании Shimano:
1. Базовый уровень — серия Claris.
2. Начальный — Sora.
3. Средний — Tiagra.
4. Любительский — Ultegra.
5. Профессиональный/гоночный — Di2, Dura-Ace.
Таким образом, при выборе переднего переключателя скоростных передач важно учитывать, как он будет крепиться к велосипеду, как будут проходить тросики от механизма, какие параметры у системы звезд и т.д. Только при правильном подходе к покупке суппорта можно получить действительно подходящую модель. Кроме того, не стоит забывать и том, что данное изделие лучше приобретать у проверенных компаний (например, Shimano) — это гарант его качества.