Если вы хотите, чтобы ваш байк обладал мощными и надежными тормозами, то ваш выбор наверняка остановился именно на гидравлике.
При всех своих недостатках она заслуженно считается оптимальным вариантом для экстремального и агрессивного стиля вождения.
5%скидка
Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент
Ваш промокод:BLOGСмотреть все тормоза
Особенности тормозов гидравлического типа
Гидравлическая тормозная система обладает рядом неоспоримых преимуществ. Нажатие ручки при их использовании более информативное, чем у аналогов. Достаточно небольшого усилия, чтобы велосипед начал тормозить.
Для резких маневров также не требуется из-за всех сил жать на ручку, что позволяет больше сосредоточиться на управлении байком. А при должном уходе гидравлика более надежна, так как вся система герметична и не засоряется пылью и грязью.
Но не обошлось и без некоторых недостатков. В частности, если произошла поломка, обслужить гидравлическую систему в полевых условиях довольно сложно. Если только не возить весь необходимый инструмент и баночку с маслом с собой. Ну и стоит гидравлика, как правило, значительно дороже других типов тормозов.
Принцип работы и типовая конструкция
Основное отличие гидравлических тормозов от ободных или дисковых механических — способ передачи усилия от рукояти на тормозные колодки. Если в обычных вариантах применяется специальный тросик, то в гидравлике используется герметичная рубашка с тормозной жидкостью внутри.
В качестве жидкости может использоваться минеральное масло Shimano или DOT (5.1 и 4.1). Первый вариант (Shimano) предпочтительнее, так как имеет менее агрессивный состав — если при прокачке тормозов жидкость капнет на раму, это не повредит ее покраске. Жидкость DOT более агрессивная и может разъесть краску или пластиковые детали обвеса, если быстро не протереть их чистой ветошью.
Состоит такая тормозная система из трех основных узлов.
- Ручки со встроенным поршнем, с помощью которого создается давление в гидравлической системе.
- Гидролинии. Через нее усилие, образованное при нажатии на ручку, передается на тормозные колодки и далее на тормозной диск (ротор).
- Тормозной машинки или калипера с поршневой системой. Он принимает переданное через жидкость давление и зажимает диск, препятствуя таким образом свободному вращению колеса.
Все три узла соединены между собой в герметичном контуре.
Со школьной скамьи мы знаем, что жидкость, в отличие от газа, практически не сжимается. Таким образом, даже легкое нажатие на ручку приведет к смещению поршня и передаче усилия на калипер и далее на ротор. Благодаря этому можно очень точно контролировать торможение — от небольшого замедления до полной блокировки колеса.
Виды и особенности роторов и тормозных колодок
Ротор (тормозной диск) играет немаловажную роль. Если установить топовые калипер и ручку, но дешевый диск небольшого диаметра, это негативно отразится на всей тормозной системе. Ротор может быть однослойным, на пауке и плавающим.
Однослойный ротор — это цельный металлический диск. Такой вариант стоит недорого и подойдет для бюджетной системы. В нем нет дополнительных элементов для отвода тепла, поэтому для экстремальных условий лучше выбрать другой вариант.
Но для городской езды он вполне подходит. В качестве примера можно посмотреть на Shimano RT26, который отлично подходит для использования во время городской езды.
У ротора на пауке диск состоит из двух частей — внешней стальной и внутренней, обычно из алюминиевого сплава. Такая конструкция позволяет более эффективно рассеивать тепло, и диск не будет перегреваться в процессе длительного торможения, например, на затяжном спуске. Отличным вариантом диска на пауке может стать Shimano Deore SM-RT76-S.
Плавающий ротор — более продвинутая версия паука. Элементы скрепляются между собой специальными заклепками, обеспечивающими воздушные зазоры или установку дополнительных термопрокладок между слоями диска. Такая вентиляция позволяет еще лучше отводить тепло при сильном и длительном торможении, предотвращая перегрев.
Как выглядит система, можно посмотреть на примере Shimano XTR Saint SM-RT99 Centerlock (фото ниже). Этот топовая модель, которую можно использовать при самых экстремальных типах езды.
Имеет значение и диаметр ротора. Он варьируется от 140 до 203 мм. Чем больше этот параметр, тем более высокая скорость торможения.
Но это не значит, что лучшим вариантом будет установка самых больших роторов. Важно учитывать и другие параметры байка, так как большие диски предъявляют и более высокие требования к спицам и ободу велосипеда.
Еще один фактор, непосредственно влияющий на скорость торможения — тормозные колодки. Они могут быть:
- пластиковыми или полимерными;
- полуметаллическиеми;металлическими;
- керамическими
Пластиковые обладают самым низким коэффициентом трения, но и стоят обычно недорого. Керамические будут наиболее эффективными, но стоят немало, да и найти их не всегда легко. Оптимальным вариантом являются металлические или полуметаллические колодки — они неплохо тормозят и по цене не так кусаются, как керамика.
Хотя сейчас и полимерные колодки можно встретить неплохого качества. Например, компания Shimano выпускает варианты с алюминиевыми ребрами охлаждения — модели L04C и B01S. Они и тормозят неплохо, и шума издают меньше, чем металлические модели.
Вариации калипера
Калипер может быть оборудован двумя, четырьмя или шестью поршнями — по одному, двум и трем с каждой стороны тормозного диска соответственно. Их количество также влияет на эффективность торможения.
Как правило, четырех более чем достаточно для самого экстремального стиля езды на байке. Шестипоршневые калиперы обычно производятся китайскими компаниями, и они — не более, чем маркетинговая уловка.
Советы по выбору
Подбирать гидравлические тормоза на свой велобайк следует в зависимости от того, как и в каких условиях вы планируете его эксплуатировать. Можно, конечно, установить полностью топовый обвес, но, если перемещаться только по городу и участвовать в гонках максимум в стиле кросс-кантри, такое решение будет избыточным. Хотя, когда бюджет не ограничен, ничего плохого в этом нет.
Для городской езды без резких торможений будет достаточно однослойного ротора диаметром 140–160 мм, двухпоршневого калипера, полимерных колодок и одного из вариантов бюджетных ручек.
Как вариант, можно установить Shimano BR-MT200. Его за глаза хватит и для кросс-кантри, и для в меру агрессивной езды. В комплект входят две ручки с трехконтактным рычагом, двухпоршневой суппорт, два однослойных ротора и органические колодки B01S.
Для агрессивного типа езды стоит присмотреть более дорогую комплектацию. Подойдут тормозные диски на пауке диаметром 160–180 мм, двух- или четырехпоршневой калипер, полуметаллические или качественные полимерные колодки и ручки средней ценовой категории.
Например, неплохим выбором будет комплект Shimano BR-M6100 из серии Deore. В него как раз входят два хороших двухпоршневых калипера (на переднее и заднее колеса), удобные ручки и, хоть и полимерные, но отличного качества тормозные колодки. К тому же, в них применена технология Servo Wave, которая на 25% увеличивает мощность торможения и делает тормозные рычаги более отзывчивыми на малейшее нажатие.
Для езды по крутым горным спускам с частыми и резкими торможениями нужно подбирать уже топовый обвес. Подойдет плавающий ротор 180–203 мм, качественный четырехпоршневой калипер, металлические или керамические колодки и ручка из верхнего ценового сегмента.
Линейка Shimano Saint подойдет идеально. Здесь использованы ударопрочные зажимы I-Spec B, трехслойные гидролинии, технология Servo Wave для обеспечения мощного торможения даже при легком нажатии и четыре керамических поршня, что позволяет ограничить передачу тепла от колодок к тормозной жидкости.
Подводим итоги
Гидравлические тормоза сегодня обладают наилучшими характеристиками и возможностями, если сравнивать их с механическими дисковыми и ободными. Если при обычной городской езде различие не сильно заметно, то при выполнении трюков и агрессивном вождении по пересеченной местности оно становится очевидным. Подойдя к выбору всех элементов со всей тщательностью, вы сможете подобрать себе наиболее подходящий комплект тормозной системы.