Каждую минуту, когда вы крутите педали, около 44 000 звеньев цепи находятся в постоянном движении. Это составляет около 320 000 отдельных случаев трения поверхности скольжения. По мере того, как штифты и звенья со временем изнашиваются, шаг или длина каждого звена будет увеличиваться.
Растянутые цепи «убивают» всю трансмиссию гораздо быстрее. Это может привести к необходимости дорогостоящей замены вашей кассеты и звездочек. Изношенная цепь хуже передает усилие ног колесам, а главное — на большой скорости она может заклинить и привести к серьезному падению.
5%скидка
Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент
Ваш промокод:BLOGСмотреть все цепи
Поэтому необходимо регулярно менять велосипедную цепь. Но как выбрать подходящую, ведь в магазинах представлено множество моделей? Определиться с покупкой вам помогут 6 простых советов.
Теоретическая часть
Велосипедные цепи состоят из нескольких пар стальных внешних и внутренних пластин, скрепленных заклепками.
Ролик разделяет каждую пару внутренних. Заклепка (шпилька) плотно вдавливается через обе наружные пластины. Затем она свободно вращается на внутренних пластинах и ролике.
Все современные велосипедные цепи изготавливаются по стандарту «шаг в полдюйма», то есть расстояние от заклепки до заклепки номинально составляет 0,5 дюйма. Зубья звездочки обрезаны по тому же полдюймовому стандарту, чтобы принимать велосипедные цепи. Однако это не означает, что все марки и модели взаимозаменяемы.
Существует 3 основных типа велосипедных цепей: односкоростные, многоскоростные (для велосипедов с кассетой) и Half-Link. Они различаются по структуре и размерам.
Совет 1. Разберитесь в маркировке
Каждая модель цепи имеет на коробке маркировку от производителя, которая отображает ее параметры. Например, Shimano E8000 подходит для 11-скоростных велосипедов и содержит 138 звеньев.
Иногда маркировка также содержит данные о внутренней ширине звеньев — например, 11/128 дюйма. Но теперь все чаще просто пишут о количестве скоростей, ведь это взаимозависимые параметры. Также имеет значение цифровой индекс модели: HG-62 хуже по качеству, чем HG-73, но стоит дешевле.
Цепи типа Half-Link состоят не из двух полузвеньев, а из одинаковых элементов. Это позволяет более точно менять длину, хотя прочность детали от этого страдает. Используется данный вид для велосипедов с одной задней звездой.
Совет 2. Выберите внутреннюю ширину
Существует 4 варианта внутренней ширины велосипедной цепи – 1/8″, 3/32″, 11/128″ и 5/32″:
1. 1/8″ (3,2 мм) — велосипеды с одной задней звездочкой и планетарной втулкой. Пример модели — Shimano CN-NX10, NEXUS 114.
2. 3/32″ (2,4 мм) — велосипеды с 5–8 задними звездочками и переключателями скоростей. Пример — Shimano CH-HG40 ACERA.
3. 11/128″ (2,2 мм) — велосипеды с задними звездочками 9–12 и переключателями скоростей. Пример — Shimano CN-HG54 Deore/Tiagra.
4. 5/32″ (4,0 мм) — грузовые и трехколесные велосипеды, но такие специализированные модели встречаются редко.
То есть при покупке цепи нужно посмотреть на количество задних скоростей вашего велосипеда.
Совет 3. Определите внешнюю ширину
Задние комплекты шестерен бывают сделаны с 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 или 12 звездочками в кассете. По мере увеличения количества зубьев на задней ступице расстояние между ними уменьшается. Следовательно, цепи имеют тенденцию сужаться по мере увеличения количества задних звездочек.
Приведенная ниже таблица поможет определиться с выбором:
Трансмиссия, количество скоростей | Внешняя ширина, дюйм | Внешняя ширина, мм | Внутренняя ширина, дюйм |
5/6/7/8 | 9/32″ | 7,1–7,3 мм | 3/32″ |
9 | 1/4–9/32″ | 6,5–7,0 мм | 11/128″ |
10 | 1/4–9/32″ | 6,0–7,0 мм | 11/128″ |
11 | 7/32″ | 5,5–5,62 мм | 11/128″ |
12 | 13/64″ | 5,3 мм | 11/128″ |
Конечно, вы можете использовать более узкую цепь, чем того требуют спецификации велосипеда. Но помните, что тонкие модели дороже и менее прочны.
Цепь, работающая на задних звездочках и заднем переключателе, также должна быть совместима с передними звездочками. Расстояние между последними для комплекта с 8 или 9 скоростями будет относительно большим. Использование узкой 10- или 11-скоростной цепи может привести к ее проскальзыванию между двумя звездами во время переключения.
Совет 4. Придерживайтесь модели своего производителя
Если вы меняете цепь по причине износа и полностью довольны ее характеристиками и плавностью хода, то лучший вариант — приобрести идентичную модель от той же фирмы. Допустим, когда на велосипеде установлено навесное оборудование Shimano Deore M6000, то оптимальный вариант замены — CN-HG54.
Как правило, крупные фирмы изготавливают цепи именно под форму зубьев своих кассет, что хорошо сказывается на эффективности педалирования, и так они продлевают срок службы модели. Это еще 1 плюс к решению о выборе цепи текущего производителя.
Совет 5. Обратите внимание на качество
Прочность, вес и коррозионная стойкость цепи напрямую зависят от используемого материала, метода поверхностной обработки и наличия дополнительного покрытия. Конечно, все это отображается и на цене.
Качество детали можно определить даже на глаз: желтоватый цвет металла говорит о низком качестве и малопрочной стали. Черный — сталь лучше, чем желтая, но и хорошей ее не назовешь.
Блестяще-белый металл — сталь с добавлением никеля, что считается средним уровнем. Матово-серый цвет является показателем высшего качества.
Совет 6. Прикиньте массу модели
Этот совет узкоспециализирован, но все же очень важен для велосипедистов-гонщиков и тех, кто совершает очень долгие заезды по несколько десятков километров.
Существуют облегченные модели цепей, масса которых на 20–25 % меньше, чем у аналогов. В них используются пустотелые пины и пластины с перфорацией. Однако из-за такой конструкции изделия стоят дороже, а вот прочность страдает: они чаще рвутся и быстрее растягиваются.
Для большинства велолюбителей масса цепи не принципиальна. Поэтому смотреть на облегченные модели нужно только тем, кто экономит каждый грамм для скорости или увеличения дистанции поездки.
Хороший пример такой модели — Shimano CN-HG901 XTR/Dura Ace 11, которая весит лишь 247 г.
Следуя нашим советам, вы сможете подобрать идеальный вариант цепи для вашего велосипеда.